Заметки с ретрита в Дипабхаване.

Медитация в молчании в джунглях… Практика, практика, практика…

…Первые 2 дня пролетели как один миг… Подъем в 4-30 утра, темнота, холодно, ночные джунгли. Идешь по дорожке на утреннюю медитацию.  Тело ноет после сна на жесткой деревянной кровати и деревянной подушке.  Хочется спать и прилечь на что-нибудь мягкое…

В дормитории, где мы обитаем, царит своя жизнь, как в любом помещении, построенном в окружении тропического леса. От ночного соприкосновения с джунглями помогает москитная сетка, которая выдана каждому обитателю дормитория. Жизнь джунглей на Самуи весьма разнообразна, и хотя большинство обитателей миролюбивы по отношению к человеку, некоторые из них могут быть ядовиты.

Никого убивать нельзя. Ни муравья, ни комара, ни скорпиона, даже если заполз к тебе в кровать. Слава богу, ко мне скорпионы не заползали, а моего соседа сколопендра укусила ночью за ухом. Ухо конечно опухло. Но — если обнаружил жизнь у себя в постели — возьми миску и аккуратно вынеси обратно на природу. Надо стремиться жить в мире с окружающей природой и ее обитателями.

И боль, боль в коленях, суставах ног и плеч, в мышцах спины. Здесь осознаешь, насколько тело не тренировано, отвыкло от физических нагрузок, лишено активности и гибкости в обычной жизни, насколько утратило силу, упругость и пластичность. А ведь не так давно, в детстве, я легко кувыркался на жестком полу, и нигде ничего не болело…

…Возвращаюсь в темноте в дормиторий, чуть запоздал. Темно, свет погашен и все уже спят. Надо бы конечно проверить, не заполз ли кто ко мне, но сил уже нет, фонаря тоже, поэтому быстренько рукой пощупал, никто вроде не зашипел, можно ложиться и спать — завтра подъем в 4-30…

* * *

Для того, чтобы ощутить всю силу бытия в молчании, при полном отсутствии связи с внешним, прошлым миром, это надо ощутить. Полностью меняется восприятие мира и себя. Нет пустых разговоров, замечаний, оценок, критики… Ничего лишнего, что обычно мы называем как «радость человеческого общения».

Но вместо этого начинает говорить твой ум. Мысли оживают, и освобожденный ум начинает с тобой общение. Память просыпается во всем своем великолепии и глубине. Перед глазами проплывают подробные картины из прошлого. Ох, лучше бы этого не было! Ты пытаешься медитировать, а вместо этого ум пытается ускользнуть, отвлекая порой так сильно, что трудно вернуться в настоящий момент и вспомнить про дыхание и наблюдение за ним.

Но ты продолжаешь наблюдать. Сначала это трудно, но затем, постепенно, ты можешь отделить себя, свое «Я» от картинок и воспоминаний, прошлого опыта, оценок и суждений, и это плавно растворяется и уходит.

Когда мы что-то сильно переживаем, и пытаемся забыть, это оседает в подсознании, таится в глубине нас и влияет на всю твою жизнь. Когда ты это отпускаешь, не прогоняешь с силой, а именно отпускаешь, легко и без эмоций, как нейтральный наблюдатель, ты лишаешь эту мысль энергии, и она оставляет тебя.

Ты освобождаешься, сбрасываешь с плеч тяжелый груз, спина распрямляется, в ногах появляется небывалая легкость, и все краски, звуки и запахи мира как будт оживают и вновь радуют тебя. Зажимы и блоки сняты, энергия свободно циркулирует по всему телу, и ты можешь идти по жизни легко и свободно.

* * *

Счастье или страдание?

В Буддизме объясняется механизм возникновения «простого человеческого счастья». Это просто — если человек голоден, то еда сделает его на время счастливым, если устал — то минуты отдыха подарят счастье… А если я постоянно пребываю в сытости, веселости и лени, то меня сложно осчастливить. Поэтому так важны для нас чередование:минуты усталости и отдыха, проголодаться хорошо перед обедом…

* * *

Умение отпускать

Бывает, нас что-то задевает, цепляет, обижает. Мы переживаем, страдаем и стараемся забыть, или еще хуже — злимся на того, кто нас обидел. Испытывая негативные мысли, мы впустую растрачиваем свою жизненную силу, основу нашего счастья, успеха, ощущения гармонии и радости всей жизни. Наша защита ослабевает, переживания накапливаются все быстрее, и любая последующая неприятная ситуация ранит нас сильнее.

Возможно ли выйти из замкнутого круга неприятностей и разочарований, выйти к свету счастья и гармонии? Для начала необходимо понять, что как говорили мудрецы, «у каждой медали две стороны». Буддизм тоже учит нас — у любого события может быть две оценки — в зависимости от точки зрения. Очень простой пример — нас кусает комар. Для комара это благо, для нас неприятный зуд. Но главное — даже для укушенного комаром это может быть либо небольшой зуд, который никак не влияет на чудесный отдых в тени на берегу моря, либо бурное негодование ко всем комарам на планете, и как следствие, изменение общего отношения к ситуации — отдых уже не так прекрасен, как был 5 минут назад. Вот так просто, один или два комара могут изменить то, страдаем мы или наслаждаемся в данный момент. Не то, что происходит вокруг нас, а наше отношение к ситуации определяет нашу жизнь. И если мы изменим свое отношение к происходящему, если научимся «отпускать», возможно в ближайшее время мы ощутим бОльшую радость и гармонию. Важно еще уметь отпускать. Отпускать — значит отделить себя, свое Я от происходящего, и наблюдая за ним как сторонний наблюдатель, позволить ему свободно уйти. Не прогонять, не отталкивать с силой, а просто отпустить — как мы разжимаем руку, в которой лежит перо, и оно свободно парит, подвластное воле природы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: